© Ирина Петрова

«АКРОПОЛЬ ТАВРИЧЕСКИЙ»
(Серия «Крым в зеркале российской словесности», выпуск 19)

Величавый рейд с меловым Инкерманом
в глубине, с рядами военных судов.

А. Герцык     

Здесь видел смерти величанье
Я в храмах мраморных...

П. Ковалевский     

Безоблачная лазурь. Херсонес...
М. Волошин     

П«Акрополь Таврический…»; обложка оразительно, как всё здесь, в Севастополе на грани XIX-XX столетий, переплелось и совместилось: древность с новейшими достижениями техники, героизм моряков с коммерческой деятельностью красочных и шумных базаров, восходящая к временам раннего христианства (как в мире, так и на Руси) жизнь монастырей с бурной революционной деятельностью. И над всем этим властвовала тогда, как властвует и ныне, необыкновенно разнообразная природа, где есть степь и море, пологие песчаные пляжи и величественные скалы, выходы вулканических пород и поразительные закаты. Неудивительно, что этот город, как магнит, притягивал к себе деятелей культуры. Побывавшие делились впечатлениями с товарищами по творчеству, с друзьями, родными, и ручей «паломников» не иссякал (большинство бывало не однажды). Такие мысли приходили мне в голову во время работы над очерком ««Славный Севастополь». Русские живописцы», первом в данном выпуске.

С другой стороны, еще работая над выпуском 11, («Город нарядный и жаркий». Севастополь между двух великих оборон), я открыла для себя, что те имена творцов «Серебряного века», крымское творчество которых принято соотносить с Восточным Крымом, имели свои запоминающиеся встречи с Севастополем. Это относится не только к Н.С.Гумилеву, но и к М.А.Волошину и сестрам Цветаевым. Поняла также, что Севастополь и Феодосия имеют более тесную культурную взаимозависимость, чем кажется на первый взгляд. Потом обнаружила, что севастопольские аспекты творчества А.С.Грина раскрыты недостаточно, что его скорее считают романтиком-фантазером, последние шесть лет жизни прожившим в Феодосии и Старом Крыму и лишь весьма условно использовавшим в своих произведениях реальные черты Севастополя и других крымских городов. Это подтолкнуло меня к созданию выпуска 15: («Амфитеатр Зурбагана». Севастополь и его окрестности в творчестве А.С.Грина). При работе над ним вовлеклись в «орбиту» многие имена. Среди них – М.Горький, Б.Л.Пастернак, Г.А.Шенгели, В.А.Рождественский, К.Г.Паустовский, о которых еще не было в нашей серии отдельных очерков, хотя все они (кроме Б.Пастернака) не раз бывали в Севастополе, и для многих этот город сыграл огромную роль в жизни. Удивительно, но имя Грина оказалось столь тесно соотнесенным с миром перечисленных имен, что, несмотря на отдельный выпуск, и здесь ему посвящен отдельный очерк. К тому же появились новые материалы – прекрасно изданные Воспоминания его жены, Н.Н. Грин

Здесь всё и все сплелись в тугую косу – резюмировала я, и принялась за этот, уже девятнадцатый выпуск. Одним из доказательств справедливости моего тезиса считаю эпиграфы, в которые намеренно старалась не использовать имена и строки людей, в те годы в Крыму не бывавших (исключение – А.С.Пушкин, посетивший, как известно, Тавриду столетием раньше). Вынесенная в заголовок строка взята из автобиографического повествования К.Г.Паустовского «Время больших ожиданий» (раздел «Акрополь Таврический»).


СОДЕРЖАНИЕ

«Славный Севастополь». Русские живописцы.
«Красивый и строгий». Максимилиан Волошин.
«На утесе». Максим Горький.
«Как красивы берега Крыма». Николай Гумилев.
«Ветер пахнет водорослями». Сестры Цветаевы.
«Захлебывающийся Севастополь». Борис Пастернак.
«Магнетический пожар звезд». Супруги Грин.
«Седой Севастополь». Георгий Шенгели.
«Гулкий Севастополь». Всеволод Рождественский.
«Русский Акрополь». Константин Паустовский.


I.I.Petrova ©
Copyright 2007
Updated 18.03.07 22:12 Design by V.N.Petrov ©
Copyright 2007
Hosted by uCoz