© Ирина Петрова

Крым пустынный, неизвестный

Путешественник всегда немного чернокнижник…
Он оставляет тень свою как наместника…

ЕБерег моря у Севастополяще в школьные годы мой любимый пейзаж - море и уходящие вверх скалы… Отчетливый зов гор почувствовала летом 1952 года. Тогда я на несколько дней приехала на Южный берег, и, сняв койку в домике в Алупке у верхнего шоссе, время проводила в прибрежных экскурсиях. В один из дней в темноте, перед сном, увидела огни двух костров на границе между сосновым лесом и отвесом скал Ай-Петри. И что-то сдвинулось в душе. Днем снова смотрела туда. С одной стороны, вершины представлялись недоступными (я ничего не знала ни о маршрутах, ни о дорогах), с другой - я была готова идти вверх просто так, напрямик. Семя было брошено…

В 1954 году мой будущий муж и я приехали в Севастополь. Для него, ленинградца, это была первая встреча с морем и горами. Я уже знала, что в Бахчисарае начинается горный маршрут через Ай-Петри в Алупку и “диким” можно присоединиться к “плановым”. Этот банальный маршрут памятен нашей психологической неопытностью (сейчас я прошла бы его легче, чем тогда) и историко-географическим невежеством. Первые встречи с “пещерными городами”, ночлег в пещере на Мангуп-кале рядом с источником, Большой каньон - узкий коридор, а на дне ручей с ванночками, скалы “Орлиного залета” (900 м), видна вся Коккозская долина, а под ногами парят орлы. Первый выход на яйлу - из гор и леса в степь. А наутро - зубцы Ай-Петри, солнце, из-за моря всходящее, и спуск по крутющей тропе в Алупку (вот, оказывается как можно туда придти!). С тех пор мы ходили по Крыму вдвоем разными путями, порой такими, где за день не встречалось ни одного человека.

В Крыму. Кипарисы1956 год, Карадаг. Сюда мы приходим пешком из Феодосии. Погода дождливая, на ногах как гири - грязь, на пляже и в поселке - ни души. Палатки у нас нет, поэтому снимаем койку. На следующий день идем через Карадаг на Биостанцию. Причуды скал и лав - всё впервые. На перевале, у родника (потом уж мы его не видели) - бассейн для овец и пастух со стадом (тогда в сельском Крыму новое население только формировалось из числа переселенцев). Больше никого. На Биостанции комендант бесплатно предоставляет нам комнату (и это в июле!). Через Щебетовку идем пешком в Судак (длинный, около 30 км, переход, ни машин, ни людей). На пологом перевале устраиваем привал, поляна одаривает нас земляникой, крупной и обильной. Крепость в Судаке сильно разрушена, нет того эффекта, как ныне. Мы стремимся в Алушту. На автобусе, переделанном из грузовика, прибываем туда.

Тут много дел. Во первых, посещаем гору Демерджи с ее выветриваниями. Между причудливых скал серебрится ковыль, а из ковыля выскакивает заяц (первый наш крымский). Дали беспредельные уходят в дымку. Во-вторых, надо сходить на водопад Джур-Джур. Узнаем, что раз в сутки в с. Генеральское, откуда до него недалеко, ходит автобус. И вот мы идем из села по тропе, превращенной в арык. Речка Улу-Узень скрыта от нас зеленью. Водопад мы не видим, а слышим и по едва заметной тропочке подходим к нему. Из-за зелени трудно сфотографировать (через ряд лет мы побываем там дважды, убеждаясь в его “облысении” и исчезновении чар дикости и таинственности). Третье дело, главное - посещение Крымского заповедника. Получаем пропуск в Управлении и отправляемся. Погода неважная, грязная дорога, холод в палатке на турбазе. Осматриваем руины Козьмодемьяновского монастыря, водопад Головкинского (небольшой). Это самый лесистый и влажный кусок Крыма. Через два дня в полном тумане идем по дороге на яйлу с намерением спуститься к побережью через Гурзуфское седло. Но проскакиваем тропу, идущую на него, и гору Роман-кош (мы побываем там в 1966-м), так что идем в Ялту (это почти 40 км). Тишина - пожалуй главное впечатление (и усталость, конечно).

…Горы, между Судаком и Алуштой, вроде бы и неэффектные, манят к себе именно своей неизвестностью. Прочитали мы про пещеры и карстовые кратеры Караби-яйлы и устремились туда (это уже 1960 год). Выбрали путь через Западную Демерджи, где и был первый ночлег у родника в буковом лесу. У нас уже есть самодельная, мною сшитая палатка-памирка, но “ночь тепла, ночь тиха”, так что просто стелим ее на ковер из сухих листьев. Ночью просыпаемся от блеска. Это сквозь листву буков сияют звезды, такие огромные, каких мы и на большой высоте потом редко видывали. А под вечер казалось, что и луч солнца не проникал к нам.

Утро в крымских горахНо вот и лунный пейзаж Караби-яйлы, безжизненный, но завораживающий. Кое-где серебрится ковыль. Находим отверстие одной из многочисленных пещер, решаем залезть (у нас есть фонарик), но в темноте он отказывается работать (забегая вперед, скажу, что через три года мы пришли к известной здешней пещере Маминой с двумя фонариками, проверили их перед входом, но когда оказались в темноте, оба не пожелали работать; некоторое время шли со свечкой, а потом и она взбунтовалась. Стало ясно, что спелеология не для нас). Проходим яйлу параллельно обрыву, жарко, воздух струится, воды нет. Находим спуск в долину по которой идет дорога Белогорск-Приветное (“одна из красивейших в горном Крыму”, как пишут в путеводителях). Не доходя до дороги, в лесистом распадке видим крохотную полянку, как раз, чтобы поставить палатку, иметь место для костра и отдыха. Там нам тут нравится, что мы называем это место “Парадиз”. И даже есть крохотный, почти иссякший источник влаги. Располагаемся. Через некоторое время слышим легкий шум по сухим листьями и видим зверька, видимо, куницу. Зверек видит наше вторжение и от возмущения теряет всякую осторожность. Вместо того, чтобы убежать, он стоит на склоне метрах в двух от нас, отчаянно нас облаивает и лишь убедившись, что нас не прогнать, уходит (вероятно, где-то тут было логово, но мы его не видели).

А по другую сторону дороги горы совсем другие. Плато перемежаются с остроконечными вершинками, причем оттенки пород -золотисто-розовые, особенно при косом солнечном освещении. В гроте одной из таких гор мы устраиваем следующий ночлег. И опять-таки - полное безлюдье. Впечатляющим моментом было тогда же посещение урочища Новый Свет, где спокойно можно было располагаться лагерем в любом месте, в том числе среди реликтовых сосен вблизи Голубой бухты. А вид на урочище с бухтами с разноцветной водой до сих пор перед глазами (недавно делала тщетную попытку запечатлеть это на картоне).

…Столько ходить по Крыму и не видеть Чертовой Лестницы! И вот в конце марта 1972 года, находясь с сыном Василием в Севастополе на весенних школьных каникулах, мы и отправились туда. Доехав до с. Родниковское (Скеля), где ранее останавливались, “переехав горы” (Пушкин) многие путешествующие по Крыму, прошли ко входу в Скельскую пещеру, вблизи которой есть тропа, выводящая на старинную дорогу. По ней и пошли. Красота вокруг: цветут примулы, фиалки, почки распускаются, погода хорошая. На одной из полян древняя дорога перешла в современную грунтовую. Тропу же в правом углу я не замечаю (сын говорил потом, что видел, но считал, что я знаю путь). А дорога эта пошла забирать влево. Уже пятна снега на ней, вокруг густой лес , холодный, влажный, дальше и вовсе туманно стало, но делать нечего. Вдруг вправо по ходу в карстовой, воронке среди растущих и поваленных деревьев видим силуэты нескольких крупных темных животных. Кто это, олени, а вдруг коровы, значит, и человек может быть? Говорю что-то сыну, и вдруг все это сообщество, совершенно бесшумно прыгая по лежащим стволам и склону, выбирается из распадка и, тряся длинными конскими хвостами и гривами, исчезает. Мустанги! Я читала об одичавших крымских горных лошадях, но чтоб увидеть!

На яйлу мы выходим где-то над Голубым заливом. Подходим к краю. Внизу - бирюзовые озерца, море. Яйла почти без снега (только в тени в распадках и под обрывами), кое-где крымские пионы алеют. Все бы прекрасно, но дело к вечеру, а у нас ни спичек, ни одежды, да и завтра утром нам уезжать. Пошли без отдыха и дороги в сторону Фороса. Уже на закате встречается нам лесник, он подсказывает дорогу. Вот и памятник партизанам. От него и начинается спуск. По гигантским ступеням идем уже в сумерках. Фары автомобилей, делая повороты, освещают нам путь. Новая шоссейная дорога мимо Ласпи недавно открыта, но работает еще нерегулярно (не справиться строителям с камнепадами). На наше счастье в этот день транспорт направляли через Байдарские ворота, так что мы сэкономили пару километров. Машин было много, первая же взяла нас, так что часов в десять вечера мы были дома, где, конечно, уже волновались. Так прогулка обернулась значимым событием и еще раз напомнила, что с природой нельзя обращаться панибратски.

Как много людей, бывавших в Крыму не знают его лесов, как много тех, кто много раз бывая в Коктебеле, не подозревают, что не так далеко есть лес, в котором высокие буки и грабы тянутся к небу так густо, что не увидишь на земле луча солнца, есть чаща, в которой легко заблудиться. Я имею ввиду Старокрымский лес. Мы его прошли дважды и оба раза заблудились: много лесовозных дорог и никаких просветов, чтобы сориентироваться. И в то же время лес этот таит в себе остатки древней культуры. Помимо известного армянского монастырского комплекса при входе в него со стороны западной окраины Старого Крыма (изящная и типичная армянская храмовая архитектура), в глубине леса можно встретить руины с резьбой и письменами в окружении безмолвия и сумрака… Лес обрывается почти внезапно, и перед взором твоим оказываются вдруг с непривычной стороны то ли скалы Карадага, то ли Щебетовские зубцы (это уж куда тебя дорога “вывезет”). А царственно высящийся над обаятельным Старым Крымом массив Агармыш совсем другой, манящий своими лесными распадками со стороны, противоположной городу, непостижимый (и так и не постигнутый, хотя мы прошлись по вершинному гребню)... Старый Крым 1990 года оказался знаковым еще и литературном плане. Только недавно стали реабилитированными для нас имена Гумилева, Мандельштама и др., уже кое-где печатались их отдельные стихи, но еще не было книг. Тем не менее, Мандельштам зацепил уже за сердце, и едучи в Ст. Крым, мы помнили, что это Его город. И вот мы вылезаем из автобуса на автостанции. Я остаюсь с рюкзаками, Коля заглядывает в закрытый книжный киоск. В глубине, поверх газет лежит голубая книжка с неясной надписью внизу. Возвращаясь, он дает мне поручение разглядеть. Иду, вглядываюсь и вижу “О.Мандельштам”. Ну и ну! Волнение охватило душу. Что же делать? Киоск откроется через три часа. Решаем идти в город и, устроившись в гостинице, вернуться. В центре же пытаем счастье в книжном магазине… И вот книга у нас в руках. Она только что издана, причем в Грузии, в издательстве “Мерани” (республики вперед России нередко в те годы шли в этом плане). Листаем, не веря удаче, и почти сразу натыкаемся на строки: Холодная весна, голодный Старый Крым…(именно в этой редакции представлена здесь эта строка). Хотела бы я знать, как Вы, дорогой читатель, это объясните?.. Разумеется, этот поход был пройден “втроем”: мы читали стихи и в этот день в гостинице, и в последующие - среди буков, сидя на резных древних камнях, и у скал Карагача… С тех пор мы стали брать с собой в горы одну книгу (до того не делали этого, считая, что нужно от всего отрешаться). Давно стоит на полке четырехтомник Осипа Эмильевича, но эту книгу я не могу ни продать, ни даже подарить.

Два прибрежных небольших путешествия в удаленные от Севастополя уголки Крыма вспоминаются. Первое - поездка на мыс Тарханкут (втроем, с сыном летом 1975 года). В село Оленевка добирались через Евпаторию. Остановились к северу за селом в распадке, где есть источник. Кроме нас там жила группа аквалангистов. Удивительно красивая синяя, чистая вода в крошечных бухточках, образованных известняками. Далее к северу - высокий берег с многочисленными причудливыми образованиями от оползней: башни, пирамиды, отдельно стоящие от основного прибрежного обрыва. Это - урочище Джангуль. А к югу от села - обширное плоское место, приподнятое над берегом и образующее несколько бухточек с гротами, “воротами” (вроде как вблизи мыса Фиолент, но пониже) и изумительно насыщенной синевой моря.

Накупались, насмотрелись, надо уезжать (еда кончалась, а в магазине даже хлеба нет). Автобус отходит очень рано, поэтому решили последний ночлег устроить на косе между заливом и лиманом, рядом с домами. Выкупались на мелком песочном пляже, поставили палатку. Однако спать в ту ночь не пришлось. Во-первых, обнаружилось, что блохи обитают в прибрежье лимана среди гниющей травы, и мы им понравились. Во вторых, над морем, далеко-далеко с вечера что-то глухо урчало и ухало. Среди ночи это урчание превратилось в мощную грозу над нашей головой. Ливень обрушился на нашу палатку, потоком кинулся по “рукаву” окошка. Не знали, что делать: держать ли стояки, вычерпывать ли воду. Хорошо, что ближайший уличный фонарь давал подсветку. Вдруг - треск, гром, и свет гаснет во всем селе. К счастью, гроза была не очень долгой. На рассвете мы отжали вещички, собрались и пошли к автобусу. К вечеру были в Севастополе, совершив еще прогулку по Евпатории.

А еще мы совершили путешествие по Керченскому полуострову и к Азовскому морю и тоже много необычного встретилось. Приехав в Керчь, осмотрели центр, поднялись на гору Митридат. Музей древностей оказался закрытым, но зато посетили курган прямо в центре, где-то у базара. Дромос, погребальная камера и совершенно нелепый кассир у входа. На ночлег мы отправились на берег пролива к югу от города и попали в интересный уголок: курганоподобные холмы недалеко от берега, перед ними, ближе к морю - остатки маленького древнего города, проселочная дорога, стадо овец с пастухом и больше никого. Поставили палатку у холма и хорошо отдохнули.

Наутро по нашему плану надлежало нам посетить Золотой курган за городом, а далее мимо района грязевых вулканов направиться к селению Русская Мама (потом его окрестили Курортным) на севере Керченского полуострова. Никто не мог подсказать нам путь, пришлось взять такси. И вот мы у подножия Кургана (Пушкин бывал здесь в 1820-м, но тогда он не был раскопан). Он поражает размером, длинным, выложенным крупными камеями с боков коридором-подходом. Вот и вход в дромос. Зубчатый, четко очерченный свод поражает и настраивает на почтение и какое-то смирение. Проходим по дромосу не так уж и много, но его пропорции таковы, что воспринимаются как бесконечность. В сравнении с ним большая погребальная камера уже не поражает. А вот магическую прохладу стен дромоса плечи помнят и ныне… Выжженной степью идем к северу, и вот перед нами темная площадка, издали напоминающая не-то засохшую грязь, не-то плоскую гору шлака. Это и есть грязевые вулканы. Поскольку грязь жидкая, она не может оформиться в высокие конуса, но, чуть возвышаясь, она в нескольких местах имеет кратерчики, фыркает, брызгает, урчит. Интересно…

Далее потопали по дороге к селению (путь - около 20 км), и тут встретилось такси. Поехали. Вскоре догнали пожилую женщину, взяли ее. Она оказалась местной, ездила на рынок купить “ведро малированое”, да вот обратно нет автобуса, пришлось идти пешком “по саше”. В благодарность за то, что мы не взяли с нее денег, она пригласила нас переночевать у нее. Село стоит на берегу обширного песочного пляжа, но курортников нет, пляж пустынен (отсутствие сервиса, говоря нынешним языком, - тому причина). Местные живут бедно, подсобное хозяйство выручает. Хозяйка жалуется, что ежей так много, что они очень портят бахчи. Ставят на них капканы, а пойманных зверьков… съедают. К вечеру идем на берег Чокракского озера с целебными грязями (но без лечебницы, хотя когда-то была.). Берега густо поросли камышом, тишина. Сели на бережок около родника. Вдруг в камышах послышалось хрюканье, чавканье копытами по грязи, треск сухого камыша. Звуки приближались прямо к нам. Стало ясно, что это дикий кабан. Как-то он поведет себя, увидав нас в метре-двух? Я чуть шевельнулась… Послышался короткий “хрюк” и всё стихло. Не довелось увидеть лечащегося “аборигена”.

Ну а потом мы направились к расположенному к западу мысу Казантип, вдающемуся в Азовское море этакой буквой Омега. Жили там три дня, обошли его по кругу. Крохотные бухточки как кружева окаймляют его. Если кто-то в какой-то расположился, то другим уже неприлично туда спускаться. Отыскали “свою”. Чистая вода, рыбки плавают, известняковые выходы, ощущение пребывания на коралловом атолле. В центре - ковыльная степь, живописно всхолмленная карстом, зайцы бегают. Нет пресной воды, но несколько дней можно продержаться, используя принесенную с собою только для чая, а для пищи и мытья посуды вполне годится малосоленая азовская. Большинство приезжающих сюда балует себя свежей ухой, но мы ели консервы.

Весна в БалаклавеВот, пожалуй, то основное крымское, что волнует и по сей день. К этому можно добавить только неисчерпаемые впечатления от хождения по Гераклейскому полуострову (т.е. в окрестностях Севастополя), потрясающему древнейшей и нынешней историей, зримые тени которой проступают не только в Херсонесе, но порой среди многоэтажных кварталов. Поражает и природное разнообразие этого крохотного уголка. Если скалы и спуски Серебряного и Золотого пляжей у Балаклавы или Георгиевского монастыря погружают в мир гор, то район бухты Казачьей одаривает таким сочетанием красно-розовой почвы, моря и степи, что сердце останавливается. А плоская овальная разноцветная галька Любимовки! (Сразу вспоминаются мозаичные панно древних эллинов-херсонеситов, так любивших эту свою землю. Подумать только: Херсонес существовал столько же, сколько современная христианская культура - 2000 лет, пройдя путь от времени поклонения Деве, через годы, когда сюда ссылали (и где казнили) проповедников учения Христа, до места, откуда пошла Русь христианская и где православие держалось, несмотря на изоляцию, после того еще полтысячелетия!).

Благословенен будь, Крым “доколе Россам лавр цветет”, как просил первый поэт-черноморец С.С.Бобров в своей “Тавриде” двести лет назад. Походить бы еще и остаться здесь тенью…


Updated 08.02.03 18:56
Hosted by uCoz